Оформление для дипломных работ (оформление чертежей)/___.docx
Предлагаем вашему вниманию памятку разработанную преподавателем русского языка и литературы Явецкой О.В.
ПАМЯТКА КАК ГОТОВИТЬСЯ К СОЧИНЕНИЮ?
1. Выберите и напишите тему сочинения.
2. Запишите на правой половине страницы эпиграф.
3. Укажите фамилию автора эпиграфа, пропустите строку.
4. На черновике напишите план, отвечающий теме сочинения.
5. Каждый пункт плана раскрывайте новым абзацем.
6. Сочинение состоит из трех основных частей: вступительной, главной, заключительной.
7. Следите, чтобы между вступлением и главной частью было логико- смысловое и стилистическое единство.
8. К каждому пункту основной части подбирайте необходимые цитаты.
9. При изложении материала следите, чтобы один абзац был логически связан с другим.
10. Не забывайте, что все рассуждения ( мысли ) должны быть самостоятельными и подчиненными основной теме.
11. В сочинении давайте правильный, прямой, исчерпывающий ответ на тему, соблюдая факты, точность.
12. Рассуждения аргументируйте (приводите доводы для доказательства, следите за их обоснованностью; давайте примеры, цитаты, ссылки на мнения известных авторов).
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Общие рекомендации для учащихся
- объем сочинения не менее 2,5 страниц;
- суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
- почерк должен быть разборчивым;
- соблюдать поля;
- писать желательно синей или фиолетовой пастой;
- на выбор темы тратить не более 15 минут;
не менять тему в процессе написания сочинения;
- выбрав тему, записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
- строго придерживаться избранной темы;
- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
- не сбиваться на пересказ текста;
- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно обьем сочинения;
- не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него ( он вовсе не обязателен );
- главное — умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь;
при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок — великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...»)
- это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация; подобные выражения только испортят впечатление от сочинения;
- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; - привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забывать о членении текста — разделить сочинение на абзацы.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Эпизод (греч. Epesodium - «Вставка») - относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Над темой, в которой необходимо проанализировать эпизод удобно работать на экзамене, потому что весь текст у тебя перед глазами и ты сосредоточен на небольшом отрывке знакомого тебе произведения. Здесь необходима скурупулезная работа, важно придерживаться определенных общих правил. Например, определить смысловую и композиционную роль эпизода (как влияет его содержание на «читательское знание» о герое, случайно ли его расположение); общие идеи, мотивы, быть может, даже ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующими и предыдущими; выявить своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи. Важно обратить внимание на расстановку персонажей в эпизоде, на то, от чьего имени ведется рассказ. Можно создать систему опорных тезисов или вопросов, обращая внимание на важнейшие элементы разбираемого эпизода.
ПАМЯТКА АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Определение темы эпизода.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуется только учащимся, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечислении художественных приемов — тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему.
Нужно помнить, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Важно, чтобы не было перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, - это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения — это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Также важно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам:
- «просто» проанализировать стихотворение;
- сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора); - проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;
- объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении).
Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана.
Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:
- время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;
- предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;
- образы произведения и средства (тропы) их создания;
- композиция стихотворения.
Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идеи. Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
ПАМЯТКА АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
1. Автор, название, история создания, прототипы, кому посвящено, время появления и т.д.
2. Близость автора к литературным течениям и направлениям.
3. Тема произведения, его идея.
4. Развитие конфликта и сюжета (если есть).
5. Художественные образы стихотворения.
6. Использование литературных приемов (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, символ, повтор...) и поэтической лексики (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы...). 7. Жанр и стихотворный размер.
8. Лирический герой.
9. Место произведения в творчестве поэта.
10. Личное отношение к стихотворению.